«Развитие познавательного интереса у дошкольников в музыкальной деятельности»

В дошкольном образовании приняты Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что предполагает изменения во всех компонентах дошкольного образования.

Изменяются организация и содержание образовательной деятельности, исключается блок учебной деятельности (но не процесс обучения), занятия, как формы организации учебной деятельности дошкольника, видоизменяются. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется в совместных (педагог и дети) видах деятельности, адекватных дошкольному возрасту: беседе, игре, наблюдению, экспериментированию. Отбор содержания проводится с учетом интересов, потребностей детей и строится на принципах интеграции областей знаний.

Изменение и обновление организации работы на занятиях включает использование таких приемов работы с детьми, как мозговой штурм, домашнее задание, более широкое применение метода детского экспериментирования.

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Любопытство- естественная реакция дошкольников на все неожиданное, постепенно трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность. «Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.» (А. И. Савенков, Д.П.Н., профессор кафедры психологии МПГУ).

Важным условием развития интереса к музыке является взаимодействие между педагогом и детьми. Открыть их сердца, наполнить жизнь музыкальными впечатлениями и собственными ощущениями гармонии и красоты - это первый шаг в мир искусства. Одним из средств побуждения и поддержания интереса являются проблемные ситуации. Однако, на начальном этапе мешают старые стереотипы: страх ошибиться не позволяет детям быть открытыми и свободными в своих суждениях. Следует использовать прием психолога Алекса Осборна «мозговой штурм», с помощью которого у ребенка появляется возможность раскрепоститься и стать самим собой. Этот прием повышает уровень продуктивности мышления, при этом необходимо пользоваться четырьмя правилами: никакой отрицательной критики, исключение оценки до тех пор, пока не будут высказаны все идеи, требование свободы: чем шире идеи, тем лучше, включаются как небольшие очевидные, так и широкие необычные альтернативы, создание новых альтернатив комбинированием и перемещением уже высказанных.

Используя прием «почемучек» во всех разделах музыкальных занятий, можно совместно с детьми найти много интересных вопросов, слушая музыку. При разучивании песен, музыкальных игр, разбирая их содержание, мы часто сталкиваемся с незнакомыми или непонятными словами. В поисках ответов на поставленные вопросы мы наталкиваемся на другие предположения и версии, обсуждаем и их. Исследуя темы, связанные с музыкой, искусством, мы знакомимся с историей, литературой, физикой и другими науками. Ребенок непроизвольно получает разносторонние знания и понятия, которые с интересом запоминаются и усваиваются. Например, изучая музыкальные инструменты, мы с детьми исследуем, откуда они произошли. И дети самостоятельно приходят к выводу, что все музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые, ударные. Задаются вопросы: почему гитара имеет такую форму? Выдвигаются разные версии: похожа на цифру 8, удобно держать, похожа на матрешку. А балалайка, может быть, от породы собак «лайка», от слова «бал»?...

Дети в самостоятельной деятельности или совместно с родителями могут изготавливать из бросового материала модели музыкальных инструментов, закрепляя свои познания.

Таким образом, каждый ребенок должен быть вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, исследовательская деятельность на занятиях -это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать