Консультации для родителей
Роль музыки в нравственном воспитании ребенка
Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учит музыке.
Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей и о музыкально - ритмических движениях как одном из видов деятельности. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим воспитателем детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. В разных видах занятий с родителями используется литература, магнитофонные записи, проводится концерты детского творчества, организуются целевые экскурсии по детскому саду, проводим практические занятия, викторины, конкурсы. Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют знакомые песни, танцуют, играют.
А как проводятся праздники дома? Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных праздниках, предлагается родителям старшей и подготовительной групп вопросы: какие праздники вы проводите вместе с детьми? Устраиваются ли концерты? Кто является их организатором? Какие трудности испытывают родители при организации праздника? Оказывается, что многие семь проводят праздники вместе с детьми, привлекают их к уборке квартиры, сервировке стола. Кульминацией праздника является концерт, который в каждой семье устраивается по-разному. Анализ ответов помогает выявить положительный опыт проведения праздников в семье, выясняется особенности их организации, определяются главные трудности. Учитывая пожелания родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен, плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в течение продолжительного времени.
Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Музыкальное воспитание дома и в детском саду
Сегодня мы поговорим о музыкальном воспитании как в семье, так и в детском саду. Много приятных моментов, вошло вместе с малышом в дом. В первые дни с малышом нужно общаться, говорить, петь.
«Впервые поэзия звучит для всех из уст матери напевом, импровизированной колыбельной...», - Твардовский.
Мама обязательно должна знать маленькие песенки. Купая - петь, пеленая - петь, Если этого не было, то у ребенка большой пробел. Он не впитал с молоком матери духовность, красоту жизни и это отражается на ребенке в его недостатках - недостатки в развитии речевой культуры. Эти недостатки можно восполнять пением и музыкально-ритмическими пальчиковыми играми. Речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому обязательно нужно играть с детьми в пальчиковые игры. Например:
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - Я
Вот и вся моя семья
Раз, два шли утята
Три, четыре - за водой
А за ними плелся пятый
Позади бежал шестой
Впереди бежал седьмой,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый испугался:
Пи-пи-пи- лучше маму поищи и др. игры.
Детский сад восполняет родительские пробелы. Ребенок приходит в детский сад и приобщается к искусству: искусству пения, игры, знакомтся с музыкальными инструментами. Приобщается он в системе, посещая музыкальные занятия.
Задачи музыкального воспитания:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке.
2. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
3. Знакомство с музыкальными инструментами.
4. Развитие чувства ритма и темпа.
5. Выявление индивидуальной склонности к музицированию и его развитие.
В ясельных группах существует свой репертуар: «Где же наши ручки», «Серый зайка», «Ладушки» и др. Дети, радуясь, подпевают взрослым, ощущая себя маленькими артистами.
Начиная с младшей группы мы говорим детям, что они должны любить себя, небо, солнце, природу (любим носик, ручки, глазки; пошлем воздушный поцелуй маме, папе).
В старших группах дети исполняют танцы, песни индивидуально.
Уровень развития детей разный. Один ребенок быстро схватывает, другой медленно. И его не нужно торопить. На занятиях, которые проходят два раза в неделю, мы играем, танцуем, слушаем музыкальные произведения.
Дорогие родители - любите своих детей! Относитесь к ним трепетно и говорите им о своей любви. Знайте, что каждый ребенок талантлив. Чаще включайте для своего малыша классическую музыку. Эта успокаивающе и лечебно действует на ребенка. Каждая семья должна иметь в своей фонотеке записи произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена и др. - это золотой фонд нашей культуры.